пятница, 12 сентября 2014 г.

Сущность предметов

 Сегодня мы поговорим о сущности предметов и стилей.
В одном интервью я как-то сказал,
что у меня нет разделения по видам, направлениям и стилям – я создаю пространство.

Я действительно считаю, что архитектору, дизайнеру не следует замыкать себя в рамки узкой деятельности частностей и стилей.

Человечество за тысячелетия своего пути прошло многое, постоянно подчиняя, создавая или преобразуя среду своего обитания
– не стоит считать, что это путь совершенствования.
Напротив – это путь развития и одна из его составляющих – накопление и преумножение.

В чем-то, конечно, мы совершенствуемся, но в целом мы попросту расширяем свои возможности, углубляем понятия и не всегда это путь к совершенству.

Приумножение и освоение знаний, территорий и возможностей – сегодня их называют технологиями. Каждый стиль и следом особое понимание его рождались благодаря конкретным технологическим возможностям своего времени, особенностям природных и социальных условий, уровню знаний, и способности пользоваться ими.
Именно эти условия способствовали появлению тех или иных предметов с вполне определенными эстетическими, конструктивными и формообразующими качествами. Новые знания создавали новые возможности и только.

Впоследствии человек стал задумываться, а что же это было, почему так, а не иначе и что делать со всем этим дальше, он начал придумывать объяснения и названия. Так рождалась теория, рождались стили – как следствие, но не причина создания предметов.
Затем появилась мода – она в свою очередь и стала причиной для создания тех или иных предметов в частности и искусственной среды нашего обитания в целом.

Сегодня человек и шагу не ступит без теории, без оправдания своей деятельности. Специально создаются стили, направления.
Свободный мыслительный процесс канул в лето.
Мы теоретизировались на столько, что это перестало помогать, т.е. теория перестала быть следствием события, но причиной.
Да, такой способ развития, приумножения или создания чего-либо, или просто деятельности, возможен и даже интересен, если бы не одно обстоятельство. Мне частенько приходится слышать от некоторых коллег по цеху : «…я работаю в таком-то стиле,…» или «…я придумал некое направление и оно единственно верное…», или даже «…этот стиль украсит ваше жилище, потому что это Классика… или Hi-Tec и т.п.».

Некоторые загнали себя в рамки теорий и стилей и уже не могут избавиться от этих шор.

Я не декларирую отрицание. Свобода от стилей и направлений не означает отказ от них и тем более их отрицание, однако не следует каждый конкретный стиль или направление замыкать внутри самих себя. Окружая себя, например, мебелью в стиле «Булль», в подтверждение любви к этому стилю, вы не станете наряжаться в платье времен Людовика XIV.
Китайская ваза довольно комфортно может сосуществовать с готическим стулом, брутальная стена с оголенными конструкциями прекрасно себя чувствует в обществе Персидского ковра и светодиодными изысками.
Вы хотите и этому способу формирования пространства придумать название, загнать в рамки какого-нибудь направления? Дело ваше, но это обстоятельство не придаст результату вашей деятельности, большей значимости.

В формировании пространства используется многое - от достаточно абстрактных философских и этических понятий и технических возможностей,
до вполне конкретных предметов, несущих в себе как эстетические свойства, так и утилитарные качества.
Свойства, которыми обладает каждый предмет : Удобство, Эстетика, Смысл, Безопасность. Исходя, из этих положений и производится формирование пространства предметами.
Созданное же пространство обладает еще одним свойством, это гармония связей между предметами.

В качестве иллюстраций мы намеренно выбрали плоды нашего труда - предметы, спроектированные мною без учета стилей и направлений, т.к. всевозможные стили в предметном дизайне можно увидеть и без моего участия.
(сокращенный вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий